Планшетомания
В 1912 году, используя приемы устройства плоских крыш, изученные в Америке, Лоос построил в Хитцинге, пригороде Вены, террасный дом Шоя, объем которого повышается от сада к улице с двух до четырех Этажей. Интерьеры с темными деревянными панелями стен и декоративными деревянными потолочными балками свидетельствуют о влиянии английского жилищного строительства и традиций народной архитектуры, но система их пространств воплощает своеобразную идею пространственного плана.
После первой мировой войны, когда муниципалитет Вены был вынужден начать строительство жилищ для рабочих, Лоос был приглашен на должность главного архитектора города (1920-1922). Проект экспериментального квартала Хойберг и проекты типовых домов для его застройки свидетельствовали о широких возможностях рационалистической концепции Лооса. Однако столкнувшись с большими трудностями при осуществлении проектов, он уже в 1923 году уехал в Париж. Негативное отношение к декадентскому искусству, антиэстетство сблизили его с нигилистической группой художников-дадаистов. Для основателя группы, поэта Т. Тзара, Лоос в 1926-1927 годах построил дом па склоне Монмартра, отличающийся от других его построек более дробной и беспокойной трактовкой объема и сложной системой внутренних пространств.
Во Франции Лоос жил до 1928 года. Вернувшись в Вену, он построил дом Моллера (1928) и в пригороде Вены, Пайербахе, дом Кунера (1930), каменное основание которого завершено брусчатым срубом типа тирольского шале, с невысоким щипцом и покатой кровлей, имеющей большие свесы. Здесь интерес к народному зодчеству перешел в прямое копирование его форм. Самым гармоничным выражением идеи пространственного плана стал построенный Лоосом дом Мюллера в Праге (1930), помещения которого группируются вокруг высокого холла.